Ближайшее мероприятие Web2Win

В Рунете равноправие полов уже наступило

Равноправие, которого женщины добивались многие десятилетия, почти наступило. По крайней мене в интернете это заметнее всего, и в рунете в частности. Женская аудитория российского интернета превысила мужскую. Это заметно не только по соотношению численности аудитории, но и в выборе тем, интересующих женщин, их экономическому поведению в сети, динамике женских ресурсов рунета. Об обособлении чисто женской аудитории говорить теперь сложно, они интересуются широким спектром тем и составляют мужчинам конкуренцию по многим направлениям.

RUметрика, на основе собственных исследований, данных рейтинга Рамблер ТОП100, сервиса Бегун и обзоров других исследовательских компаний предлагает результаты исследования дамского сектора в рунете. Предметом исследования стали характеристики аудитории сайтов, тематика женских ресурсов и их количество, основные интересы пользователей, а также прибыльность дамского сектора в интернете и экономическое поведение женщин онлайн. Исследование охватывает период с марта 2009 по апрель 2010 года.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДАМСКОГО СЕКТОРА ОНЛАЙН

  • За год посещаемость дамского сектора рунета выросла на 42%;
  • Посещаемость ресурсов из Топ-20 сайтов дамского интернета почти не изменилась;
  • Число активных сайтов сектора за год увеличилось на 64% и составило 8510 ресурсов;
  • Самыми востребованными разделами сектора стали: отношения полов, кулинария, здоровье и мода;
  • Самый большой прирост аудитории за полгода наблюдается на женских форумах: + 45%;
  • Популярность теряют ресурсы по темам: кулинария, сад-огород и шоу-бизнес;
  • Соотношение женщин и мужчин в рунете: 50,2% на 49,8% соответственно;
  • Женщины на треть чаще мужчин обращают внимание на контекстную рекламу;
  • Интернет-магазины в рунете посещают 54% женщин, покупки совершают 24%;
  • Чаще всего женщины покупают онлайн книги, косметику, парфюмерию и товары для детей;
  • Несмотря на частоту совершения покупок онлайн, женщины более экономны, чем мужчины;
  • Электронными деньгами либо банковской картой в интернете чаще расплачиваются мужчины;
  • Чаще мужчин в интернете дамы оплачивают коммунальные платежи (55%), а также оплачивают через интернет билеты, бронируют гостиницы и т.п. (31%);
  • Впервые кривая экономической активности женщин опередила мужскую в 2007 году, в начале 2009-го был отмечен достаточно большой разброс, когда с приходом кризиса мужчины сразу резко сократили свои траты, а женщины пользовались скидками и т.п.

АУДИТОРИЯ ДАМСКОГО СЕКТОРА РУНЕТА

Согласно данным каталога Рамблер ТОП100, за год посещаемость дамского сектора рунета выросла на 42% и составила 1,87 млн человек в сутки. Своего пика дамская аудитория за минувший год достигла в феврале 2010-го (1,9 млн человек), показатель марта ниже на 2%.

Рисунок 1. Динамика суточной аудитории дамского сектора рунета, март 2009-2010 гг.

Минимума показатель суточной аудитории «дамского интернета» достиг в июле 2009 года (1,22 млн), когда в разгар отпускного сезона общая аудитория рунета заметно сократилась, и дамские ресурсы не стали исключением. Впрочем, как и активный рост посещаемости с началом осени. Февральский пик, вероятнее всего, связан с подготовкой к сезонным праздникам, а также началом активной подготовки к весеннему потеплению и летним нарядам, которое предусмотрительные дамы начинают ещё зимой.

РЕСУРСЫ ДАМСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ

По данным рейтинга Рамблер ТОП100, за минувшие полгода одна пятая часть списка Топ-20 сайтов дамской тематики по посещаемости выбыла из списка, уступив место другим ресурсам. Большие изменения затронули раздел дамских порталов – в него вошел «старожил» дамского рунета Passion.ru и ресурс Inmoment.ru, в число дамских СМИ вошел сайт Womanhealthnet. Выбыл интернет-магазин Вебпандора. Однако главным отличием рейтинга 2010-го стал новый раздел «тематические сайты» – в Топ-20 самых посещаемых сайтов дамской тематики в апреле 2010 года вошел только один – Babyplan, посвященный беременности и родам.

Рисунок 2. Топ-20 женских ресурсов Рунета, апрель 2009 и апрель 2010 гг.

Посещаемость отдельных ресурсов дамской тематики за год практически не изменилась – в апреле 2009-го первую позицию рейтинга занимал сайт с посещаемостью 150 тыс. человек в сутки, в апреле 2010 этот показатель вырос до 152,5 тысяч пользователей. Последняя строчка Топ-20 занимал сайт с посещаемостью около 20 тыс./сутки, сейчас – 27,7 тысяч пользователей.

Рисунок 3. Количество активных сайтов дамской тематики

Число активных сайтов сектора за год увеличилось на 64% и составило 8510 ресурсов. С начала февраля по конец марта был отмечен некоторый спад, после чего число активных сайтов сектора снова начало расти. В общем тематическом рейтинге сектор занимает 12-ую позицию с 2,4% активных сайтов рунета.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ДАМСКОМ СЕКТОРЕ РУНЕТА

Согласно результатам онлайн-опросов RUметрики, проведенных в апреле, октябре 2009-го и апреле 2010 года, лидирующей темой, интересующей женщин в сети, остаются взаимоотношения полов: причем если в прошлом году этому отводилась примерно треть обращений пользователей, то в 2010-м их стало около 44%. Второе и третье места также занимают кулинария и женское здоровье, однако их позиции заметно сократились по сравнению с осенью. Они интересуют 22% и 19,4% дам соответственно. Мода и косметика завершают пятерку лидеров с 17,4% и 16,8% обращений соответственно.

Рисунок 4. Интересы пользователей дамском секторе российского интернета

По многим направлениям активность дамской аудитории в апреле 2010 года сократилась по сравнению с октябрем 2009-го. Исключение составляют темы взаимоотношения полов (+36%), общение в сообществах и на форумах (+45%), дамская литература (+16%). По прочим темам дамский интернет достаточно насыщен: отчасти поэтому особого ажиотажа вокруг них не наблюдается.

Рисунок 5. Слабо удовлетворяемые темы в женском секторе сети

При этом дамская аудитория в апреле 2010-го имеет несколько иные интересы, чем в октябре 2009 года: на вопрос материалов какой тематики им не хватает в интернете, они ответили про карьеру для женщин (17,4% против 2,6% полгода назад), психологические ресурсы (14,6% против 5,3%). Также популярностью этой весной пользуются темы обустройства дома и оформления интерьера (14,1%), искусства (11,5%), рецензии на книги, фильмы, спектакли для женщин (8,9%), а также для мам и маленьких детей (9,1%). Сильно сократился интерес к сайтам по уходу за растениями, домашними животными, о кулинарии, рукоделии, похудании, а также астрологии и скандалам в шоу-бизнесе: полгода назад эти темы лидировали в рейтинге (от 9% до 23% внимания пользователей), теперь его завершают (от 3% до 6,5%. причём в обратном порядке). Иными словами, дамы стали боле целеустремлёнными, нацеленными на построение карьеры, интеллектуальное и культурное развитие, нежели на рукоделие и обустройство дома.

Впрочем, не стоит забывать и о некоторой сезонности запросов. С весной меньше времени хочется проводить дома и заниматься домашними делами, тянет на активные действия, тогда как осенью возникает желание быть более «домашними».

ДОХОДЫ ДАМСКОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ

Учитывая, что женская аудитория рунета превышает мужскую: 50,2% против 49,8% (согласно последним данным опроса The Online Monitor), выделять чисто дамские и чисто мужские тематики в рейтинге рекламируемых товаров становится всё проблематичней.

При этом, если рассматривать популярность различных тематик контекстной рекламы и долю переходов по объявлениям у мужчин и женщин, получается, что, во-первых, женщины гораздо чаще кликают на контекстные объявления (в среднем доля переходов у женщин выше на треть). Во-вторых, они больше заинтересованы в развлекательных объявлениях, красоте и здоровье, тематике «личные вещи», нежели автомобилях и финансовых услугах — а они традиционно «менее денежные». Причём темы красоты, здоровья, личных вещей в рейтинге Топ-популярных у женщин тематик контекстной рекламы, по данным Бегуна, уступают лишь отдыху, досугу и недвижимости.

Рисунок 6. Изменение доли категорий «Личные вещи» и «Красота и здоровье» в рекламных бюджетах контекстной рекламы «Бегуна» в 2009 году

Причём, не считая самого «кризисного» первого квартала 2009 года, клики дам по объявлениям этих тематик были достаточно стабильны. Изменение позиций тематики «красота и здоровье» в III квартале скорее вызвана сезонными колебаниями.

Средняя ставка контекстной рекламы в тематике «красота и здоровье» в 2009 году составила 2,48 рубля (максимум 2,77 руб. в июле), «личные вещи» – 2,87 рубля, максимум – 3,98 руб. (в январе).

Что касается экономической (коммерческой) активности дам в интернете, то, согласно данным ФОМ, вовлечёнными в процесс электронной торговли в рунете оказались 54% женщин – имеется в виде не только совершение покупок, но и выбор продукции онлайн. А по результатам опроса, проведённого The Online Monitor совместно с MASMI Russia, 24% женщин и 19% мужчин всё-таки совершают покупки в интернете.

Рисунок 7. Товары, приобретаемые онлайн пользователями в зависимости от пола

Касательно товаров, приобретаемых чаще всего онлайн именно женщинами в противовес покупателям-мужчинам, первое место делят книги, косметика и парфюмерия (по 29% покупок), следом – товары для детей (15%). Аудио-видео диски они покупают заметно реже – 7%, причём это вчетверо меньше, чем книг. Для сравнения, у мужчин

это соотношение составляет 14% против 20%. На долю покупок компьютеров, комплектующих, автозапчастей онлайн у женщин приходится по 3% (12% и 13% у мужчин).


Рисунок 8. Суммы, на которые совершают покупки онлайн мужчины и женщины в рунете

Следует отметить, что несмотря на большую частоту совершения покупок онлайн, женщины в сети более экономны: покупки ценой до 3000 рублей составляют 65% всех приобретений, 23% – до 10 000 рублей, 12% – свыше десяти тысяч. Для сравнения, у мужчин эти показатели составляют 58%, 28% и 14% соответственно.

Что касается видов оплаты, то по данным опроса, проведённого The Online Monitor совместно с MASMI Russia минувшей зимой, дамы в сети реже пользуются электронным деньгами, либо банковскими картами для оплаты сетевых покупок, предпочитая наличные курьеру или наложенный платёж. Так электронными деньгами либо банковской картой через интернет проводят оплату по 6% женщин-пользователей интернета, тогда как 16% мужчин используют электронные деньги и 9% платят посредством карт.

Если не считать наличные как предпочитаемый вариант, женщины из всех вариантов онлайновой оплаты предпочитают банковские карты: 42% транзакций по сравнению с 39% транзакций у пользователей-мужчин. При этом последние заметно лидируют среди пользователей системы Webmoney (52% против 29% женщин) и немного превышают показатели женщин среди пользователей Яндекс.Денег (44% против 42%). Чаще мужчин в интернете дамы оплачивают коммунальные платежи (55%), а также оплачивают через интернет билеты, бронируют гостиницы и т.п. (31%).

Рисунок 9. Активность женщин при расчётах в интернете по сравнению с мужчинами

Причём экономическую свободу в сети и численное превосходство над мужчинами в этом вопросе дамы получили сравнительно недавно: впервые кривая экономической активности женщин преодолела мужскую в 2007 году. В начале 2009-го был отмечен достаточно большой разброс, когда с приходом кризиса мужчины сразу резко сократили свои траты, а женщины пользовались скидками и т.п.

Иными словами, с увеличением численности дам в интернете они стали себя чувствовать онлайн более свободно и завоёвывать новые горизонты — интересоваться не только внешностью и домом, но и карьерными вопросами, покупать товары онлайн и пользоваться интернет-услугами, осваивать электронные платежи. С расширением кругозора связывается и небольшая динамика посещений ведущих сайтов тематики — первые 20 ресурсов посещают примерно столько же пользователей, тогда как у прочих, и особенно тематических сайтов, посещаемость заметно выросла, появилось множество новых ресурсов под интересы и нужды женщин. Таким образом, об обособлении женской аудитории в рунете теперь не может быть и речи, однако коммерческая информация стала дамами намного более востребована — это следует учитывать разработчиком рекламных акций в интернете.


Tags:


Яндекс.Метрика