InternetExpo 2016

Есть ли будущее у модели C2C?

Эксперт Online Business Russia 2017, руководитель интернет-магазина Sima-Land, Андрей Щетинин рассуждает о популярном виде электронных продаж через маркетплейсы. Есть ли будущее у модели продаж маркетплейсов C2C? Читайте в статье нашего спикера:

 

 

 

 

 

 

 

Если переводить буквально, то C2C — модель взаимодействия «потребитель для потребителя», при этом покупатель и продавец юридически не являются предпринимателями. Чтобы ответить на вопрос про будущее такого типа сотрудничества, давайте заглянем в прошлое, вернёмся в те времена, когда эта модель только появилась.

Становление модели

В первобытном обществе все взаимоотношения строились по модели C2C. Их основу составлял обмен излишками продуктов собственного труда. Такие взаимоотношения стали возможными, когда в человеческом обществе начался процесс разделения труда. Например, одни люди занимались выделкой меха, другие — охотились, третьи — собирали сочные плоды и так далее. Для полноценной жизни нужны были почти все изделия, которые изготавливались людьми, но один человек не мог произвести всё и сразу. Поэтому возникла необходимость обмена: то, что делал один человек, менялось на созданное другим. В результате община первобытных людей успешно существовала и развивалась. Увеличивался объём натурального обмена, так как изделия стали производиться целенаправленно для обмена, а не только для удовлетворения личных нужд. Это порождало конкуренцию на рынке предложения, что приводило к ещё большему разделению труда и закладывало основы классового неравенства.

Развитие площадок

Основными площадками обмена (торга) служили рынки и ярмарки, которые устраивались в безопасных местах рядом с крупными транспортными путями. В Средневековье ярмарки были важнейшим событием в жизни общества не только потому, что на них продавались различные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались продолжительное время и тратили часть вырученных средств. Это укрепляло экономические и дружеские связи между соседями. Поэтому основной путь для развития экономических отношений — создание новых торговых путей и мест торговли, а также регуляция отношений между участниками обмена.

Правовое регулирование

В современном мире модель C2C выглядит следующим образом:

Самозанятый гражданин ↔ Торговая площадка (точка контакта) ↔ Покупатель.

Согласно «Закону о самозанятых гражданах России» самозанятого человека можно определить по следующим признакам:

  • физлицо, самостоятельно осуществляет деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физлиц, направленную на систематическое получение прибыли;
  • не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не имеет наёмных работников.

По данным Росстата, в 2016 году в неформальном секторе было занято 15,4 млн человек (21,2 % от общего количества занятых).

Под понятие «самозанятый гражданин» потенциально подходят представители следующих профессий: переводчик, репетитор, фотограф, швея, сапожник, частный водитель, уборщица, горничная, ремонтник, няня, дизайнер, программист, журналист, тренер, коуч, риэлтор, парикмахер и мастер маникюра, владелец гостиниц для животных и т. д.

Правительство РФ в марте 2017 г. легализовало лишь 3 сферы деятельности:

  1. Репетиторство.
  2. Услуги по уходу за детьми, пожилыми или больными гражданами.
  3. Услуги по уборке жилых помещений.

Сегодня самозанятыми официально признаются только представители этих видов деятельности. Только они вправе рассчитывать на получение патента и «каникулы» в отношении уплаты налогов на 2017–2018 годы.

Хочется надеяться, что скоро этот перечень существенно пополнится и в нём появятся сферы деятельности, которые были перечислены выше.

Диджитализация площадок

К современным цифровым торговым площадкам, работающим по модели C2C, можно отнести:

  • доски объявлений,
  • сайты по продаже работ hand-made и дизайнерских вещей,
  • совместные покупки,
  • социальные сети.

Основная роль торговой площадки — создание рынка для потребителей и регуляция отношений между ними, протекция сделок, взаиморасчёты между сторонами. К вторичным ролям можно отнести обучение самозанятого ведению бизнеса (как правильно привлекать и обслуживать клиентов). Примерно такие же функции выполняет и государство для развития торговых отношений.

Преимущество модели C2C — минимальная наценка на товар/услугу. Покупатель получает продукт по минимальной стоимости. При этом основной недостаток — высокая вероятность мошенничества.

Рассмотрим роли торговой площадки подробнее.

Создание рынка для потребителей

Самозанятый гражданин не в состоянии самостоятельно или с привлечением специалистов провести исследование, выявить потребности рынка, создать торговую площадку для взаимодействия с целевой аудиторией. Гораздо проще подсмотреть решение у соседа, а продвигать свои услуги и товары можно на существующих ресурсах: это значительно экономит расходы. Но собственные средства и компетенции ограничены. Поэтому многие рынки без площадки не получат должного развития, так как сама площадка зачастую и формирует рынок.

К примеру, ridesharing marketplace — сервис BlaBlaCar. Само по себе появление удобного сервиса сформировало рынок попутчиков. Конечно, можно было бы искать пассажиров через социальные сети или доски объявлений, но это сложнее, чем с новым сервисом.

Ещё пример: Couchsurfing — сервис для путешественников. Зарегистрированные на нём пользователи могут останавливаться в любом городе мира бесплатно. Место для ночлега и горячий ужин предложит принимающая сторона. Сложно представить, что кто-то на доске объявлений опубликует предложение о безвозмездном проживании или желании бесплатно переночевать в незнакомой стране, а вот на сервисе для путешественников это уже будет смотреться более органично.

Другой пример — сайт или форум совместных покупок. Для многих самозанятых граждан практически нереальной задачей становится создать и раскрутить подобную площадку своими силами. Поэтому организаторы чаще всего предпочитают продвигать услуги на уже работающих площадках. Ещё одним спасением для организаторов являются социальные сети, где уже есть потенциальная целевая аудитория — остаётся привлечь её в свою группу или на страницу.

Регуляция отношений между потребителями

Сложно найти хороший пример, когда торговая площадка регулирует взаимоотношения самозанятого гражданина и покупателя. Наиболее явно в этой роли выступает государство. В РФ в данный момент происходит легализация рынка самозанятого населения. Это взращивает почву для развития такого бизнеса.

Протекция сделок

Так как со стороны продавца есть риск неисполнения обязательств, то покупателя беспокоит вопрос безопасности сделки. Единственным гарантом в такой ситуации может выступать авторитетная третья сторона. Как правило, это торговая площадка. Ещё это может быть и платёжная система, например PayPal. Если покупатель подаст жалобу о неисполнении продавцом своих обязательств, при этом платёж был совершён через PayPal, потраченные средства можно будет вернуть.

Другой пример: сайт по продаже предметов ручной работы и дизайнерских вещей «Ярмарка мастеров». Клиент, совершая покупку, может быть спокоен, так как площадка осуществляет протекцию сделки при оплате через PayPal.

На многих торговых площадках существуют рейтинги продавцов и покупателей. И каждая из сторон до заключения сделки может выбрать наиболее подходящего и безопасного партнёра.

Взаиморасчёты между сторонами

Для примера рассмотрим 2 китайских маркетплейса: Aliexpress и Taobao. Они оба принимают оплату через платёжную систему AliPay, тем самым держат в безопасности ваши средства, пока происходит доставка и проверка качества покупателем. Если же доставка не удалась или вы вынуждены вернуть товар продавцу по какой-то другой причине, возврат средств произойдёт практически со 100%-ной вероятностью. Поэтому покупатели выбирают дешёвый и безопасный способ приобретения товара.

Обучение потребителя вести бизнес

Как правило, сторона, продающая товар или оказывающая услугу, не является профессиональным бизнесменом, маркетологом, экономистом. Самозанятым людям часто не хватает знаний, как продвигать собственный товар или услугу, взаимодействовать с теми или иными государственными органами, обеспечивать необходимый уровень сервиса и т. д. Дополнительной точкой развития бизнеса самозанятого гражданина может являться обучение ведению дел, маркетингу и т. д. Но если вы не эксперт, трудно выбрать нужный материал среди всего многообразия, которое есть в Сети. Торговые площадки тоже публикуют ряд советов, но этого оказывается мало. Ещё одна сложность — адаптация полученных знаний к специфике своего бизнеса. Тот, кто научится развивать бизнес самозанятых граждан, получит дополнительное преимущество, так над этим сейчас мало кто работает.

Выводы:

  1. С развитием интернета появилось много удобных для модели C2C торговых площадок, где самозанятые граждане и покупатели могут строить свои экономические отношения.
  2. Конкуренция в сети подталкивает предпринимателей к созданию новых сервисов и рынков на основе потребностей самозанятого населения и покупателей.
  3. Обострение конкуренции вынуждает торговые площадки искать и внедрять необходимые инструменты, которые упрощают взаимодействие самозанятого гражданина и его клиента.
  4. Государство понимает проблемы самозанятого населения и стремится вывести из тени этот сектор экономики, что, несомненно, даст существенный толчок для его развития.

 

Еще больше о работе маркетплейсов вы сможете узнать на Online Business Russia 13 октября.



Яндекс.Метрика