Ближайшее мероприятие Web2Win

Гендиректор KupiVIP Оскар Хартманн — о необходимости добиться равных условий работы для зарубежных и российских интернет-магазинов


На прошлой неделе стало известно, что Минкомсвязь может инициировать изменения условий покупки товаров в иностранных онлайн-магазинах. Создатель и гендиректор KupiVIP Оскар Хартманн на одной из сессий форума «Открытые инновации» заявил о необходимости равных условий работы для российских и иностранных интернет-ритейлеров. А замминистра связи Денис Свердлов рассказал о существовании в ведомстве рабочей группы, изучающей этот вопрос. Сомнений не было: выравнивать будут за счет потребителей, покупающих товары на Западе. Но позднее Хартманн постарался успокоить негодующих пользователей соцсетей. Теперь он предлагает государству помочь отечественным ритейлерам, снизив импортные пошлины на одежду практически до нуля.

— Весь интернет обсуждает ваше предложение, что-то поменять в системе регулирования интернет-покупок за границей. Вот и Минсвязи к этой идее подключилось. Расскажите, откуда взялась эта идея?
— Я вообще до этого с Минсвязи не общался, Свердлова даже не знал до этого. На этом форуме я выступал как предприниматель, даже не как гендиректор KupiVIP. Идея довольно проста: ты открыл магазин в Красноярске и покупаешь обувь в Италии. Ты должен заплатить 20% импортной пошлины и 18% НДС. Это ты должен платить сразу, это закон. Скажем, если в Италии у производителя эта обувь стоит $100, у тебя на складе она будет стоить уже $150, делаешь наценку, скажем с коэффициентом 1,5, получается конечная цена $225. А если ты открыл интернет-магазин за границей и торгуешь напрямую из Италии, у тебя конечная цена $150 c той же наценкой.
В первом случае государство получает около $50, во втором случае государство получает ноль. Объясните мне: почему условия разные? Почему итальянский ботинок, который попал в Россию двумя разными путями, в одном случае облагается налогами, а в другом случае — нет? Логика, наверное, есть: в Красноярске созданы рабочие места, а во втором случае — они созданы в Италии.

— Ну покупка в иностранном интернет-магазине, по сути, приравнивается к тому, что человек поехал за границу и купил себе ботинки. Он купил их себе для личного пользования, а вы покупаете для того, чтобы делать на этом бизнес.
— Если бы вы поехали в Италию, тогда вопросов нет. Но вы покупаете их на самом деле в другой юрисдикции, пользуясь российской инфраструктурой. Сейчас все службы доставки, я знаю про DHL, например, едут в западные интернет-магазины и говорят: вам не надо ничего делать в России. Вы просто переводите свой сайт на русский, выставляете цены без НДС, и мы вам делаем доставку в Россию. И вы таким образом убьете всех русских ритейлеров. Если какой-то бренд хочет открыть в России представительство и торговать здесь, он должен платить все налоги. Ему невыгодно открывать что-либо в России. Сейчас 98% импортных товаров продается через обычные магазины и 2% — через интернет напрямую, но эта доля вырастет до 15% в течение нескольких лет. Вы понимаете, что это означает для российских сетей?

— Понимаю. Но смотрите: в такой ситуации — 98% против 2%, как думаете, в какую сторону государство будет уравнивать?
— Я ничего не говорю. Я тоже хочу, чтобы люди покупали дешево. Давайте остальные 98% сделаем дешево. Еще вопрос: сколько потребитель может так заказывать? До 40 000 рублей в месяц. Весь рынок одежды в России составляет $40 млрд, всего 50 млн домохозяйств. То есть потребитель в среднем тратит на одежду меньше $1000, но в год. При этом разрешают без пошлин покупать товара в иностранных интернет-магазинах на 40 000 рублей в месяц. Такого лимита нигде нет. В Германии лимит — €150, в Норвегии — €20. И ты должен все оформлять. Чтобы посылка к тебе просто пришла, такого нет. Но я не предлагаю снижение лимита, я предлагаю больше свободы для ритейлеров.

“Я СЧИТАЮ, ЧТО ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ НА ОДЕЖДУ НУЖНО СНИЖАТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ ДО НУЛЯ. ИМЕТЬ ДВА ТАКИХ РАЗНЫХ КАНАЛА ПРОДАЖ – ЭТО НОНСЕНС.”

— Почему низкий лимит в Германии? Они защищают своих производителей одежды? Но у нас-то производителей нормальной одежды нет.
— Нет, не так. Они просто ввели единые правила, они очень боятся неправильных мотивационных систем. Защита там ни при чем — в Германии нет таких пошлин, они ниже.

— То есть пошлины надо снижать?
— Да, я считаю, что импортные пошлины на одежду надо снижать, может быть до нуля. Иметь два таких разных канала продаж — это нонсенс. Иностранцы смотрят на все это и думают, что мы идиоты. Поэтому они не хотят здесь создавать рабочие места, они смотрят на Россию только как на рынок сбыта и думают: сейчас мы всех сделаем. Слишком большая разница в условиях.

— Да, понятно, но если сейчас начнут не снижать пошлины, а ухудшать условия для покупателей иностранных интернет-магазинов, вы представляете, что будут говорить их клиенты?
— Они будут просто платить ту самую пошлину, которую платят ритейлеры.

— Они не хотят.
— Безвыходная ситуация. Можно и оставить как есть, посмотреть, что получится. Мы, в общем, можем подстроиться: открыть магазины в Германии и Китае и слать сюда товары.
Почему потребители покупают в западных интернет-магазинах? Это же неудобно: месяц ждать, если не подошло, отправлять обратно, приходится ходить на почту. Только низкие цены заставляют делать все это.

— Не только цены, есть некоторая гарантия, что не купишь поддельную сумку Fendi, например, или другой фейк.
— Это уже отдельный вопрос, этого мошенничества на рынке все же очень мало.

— У вас по МСФО каков объем таможенных платежей?
— Мы сами не ввозим товар. Мы же импортом не занимаемся, это делают игроки рынка. Мы здесь, в России, у них покупаем, если говорить о KupiVIP.

— А почему вы вдруг подняли эту тему? У вас все в порядке с бизнесом?
— Я просто сидел на конференции, меня спросили: вот вы сидите с представителем министерства, какой вопрос вы хотите задать? Просто пришло в голову. У меня в компании все в порядке. У меня в этом году выросла выручка в два раза, до $250 млн. Это в общей сложности с KupiVIP, магазином ShopTime и бизнесом по созданию интернет-магазинов для офлайн-ритейлеров. Я за последние 12 месяцев принял на работу 700 человек. У меня все отлично, я просто стараюсь смотреть в будущее.

— Какова прибыльность бизнеса?
— Мы не раскрываем.

— Маржа какая?
— 25%

— По EBITDA?
— Нет, что вы, это продуктовая маржа, наша наценка. У всех ритейлеров маржа по EBITDA — 3–8%.

— Вы говорите, что покупаете вещи прошлогодних коллекций у ритейлеров в России. Это означает, что вы можете, сами того не зная, пропускать в ваш магазин подделки. В торговле ими вас часто обвиняют в интернете.
— Нет, это исключено. У нас хорошая служба безопасности, мы покупаем у ритейлеров, если у них самих есть договоры с поставщиками. А половина наших поставщиков — представительства брендов в России. У нас очень хорошие товары.

— Вот популярная тема — зимняя обувь. Если зайти на KupiVIP и ввести в поиск слово «угги», сайт выдаст предложения не австралийской UGG, а похожую на них обувь под маркой Beppi по цене 2150 рублей за пару. Это что такое?
— Это самостоятельный бренд, он делает товары.

— Это, по сути,— копия.
— Ну мы же не можем контролировать бренд. Многие марки копируют одежду друг у друга. Beppi копирует UGG.

— Подождите. Вот какое ощущение возникает. Тебя приглашают в салон люксовых автомобилей. А там начинают предлагать что-то вроде китайской копии BMW Х5.
— Ну, скорее KIA, Hyundai. Это нормальные марки. Послушайте, все это неважно, мы даем то, что хотят потребители. Мы не продаем Beppi тем, кто хочет купить UGG. Мы продаем им Beppi. Кстати, UGG мы тоже продаем, просто сегодня нет такой акции, например. У нас 1600 брендов. Мы не можем говорить, что один бренд хуже другого.

— У какого магазина сейчас результаты лучше, у KupiVIP или у еще одного вашего проекта – ShopTime?
— У KupiVIP. ShopTime — это проект по продаже новых коллекций. Здесь мы полностью попадаем под действие всей этой истории с разницей в ценах.

— Если в ShopTime набрать UGG, то поиск выдаст несколько моделей. Вот цена — 6350 рублей. Та же модель в ShoeStore стоит с учетом международной доставки 5634 рубля — всего на 9% дешевле, а вы говорите: таможня и налоги. В офлайн-магазине такие можно купить за 12 000 рублей.
— Это потому, что в России есть представительство UGG, и оно может определять ценовую политику, а мы с ними можем договариваться о ценах.

— У интернет-торговли одеждой в России есть потолок? Когда рынок будет насыщен?
— Я не думаю об этом, я хочу просто строить хороший бизнес, доставлять потребителям очень качественные товары. Если мы будем это делать, мы сможем довести продажи интернет-магазинов в общей сложности до $10 млрд. Вопрос, куда будут уходить эти деньги.

ОБ ОСКАРЕ ХАРТМАННЕ:

Оскар Хартманн родился в 1982 году в Казахстане в семье этнических немцев. С шести лет – в Германии. Окончил университет в Кобленце. Работал в Boston Consulting Group. Основал компанию KupiVIP в 2008 году, скопировав идею интернет шоппинг-клуба на Западе, где уже несколько лет работали успешные аналоги вроде Vente-Privee.com. KupiVIP стала рекордсменом e-commerce в России по привлечению средств инвесторов – более $140 млн в несколько раундов. Среди них – фонд прямых инвестиций Russia Partners, венчурные фонды Accel Partners, Mangrove Capital Partners.

Материал с сайта: www.dasreda.ru



Яндекс.Метрика